ЧАСТЬ I
  Голова человека

   ГЛАВНАЯ

   ВВЕДЕНИЕ

   ЧАСТЬ 1
   ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА
   ГЛАВА 1. АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ
   ГЛАВА 2. ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ
   ГЛАВА 3. ЛИЦЕВЫЕ МЫШЦЫ

   ЧАСТЬ 2 ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
   ГЛАВА 4. ЧЕРТЫ ЛИЦА И ЕГО    ВЫРАЖЕНИЕ

   ЧАСТЬ 3 АНИМАЦИЯ
   ГЛАВА 5. СИНХРОНИЗАЦИЯ РЕЧИ С    ДВИЖЕНИЕМ ГУБ

   ГЛАВА 6. АНИМАЦИЯ МЕТОДОМ    ВЗВЕШЕННОГО МОРФИНГА

   ГЛАВА 7. СИНХРОНИЗАЦИЯ    ДВИЖЕНИЯ ГУБ С РЕЧЬЮ    ПЕРСОНАЖА ПРИ ПОМОЩИ    ПРОГРАММЫ MAGPIE

   ПРИЛОЖЕНИЕ A. МОДЕЛИ    ТИПИЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ    ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА ДЛЯ    АНИМАЦИИ МЕТОДОМ    ВЗВЕШЕННОГО МОРФИНГА

   ПРИЛОЖЕНИЕ B. ВИЗУАЛЬНЫЕ    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗВУКОВ    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ

   ПРИЛОЖЕНИЕ C. МОДЕЛИ    ТИПИЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА    МУЛЬТПЕРСОНАЖА ДЛЯ АНИМАЦИИ    МЕТОДОМ ВЗВЕШЕННОГО    МОРФИНГА

   ПРИЛОЖЕНИЕ D. ВИЗУАЛЬНЫЕ    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ    МУЛЬТПЕРСОНАЖЕЙ

   ПРИЛОЖЕНИЕ E. ПРИМЕРЫ    ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА

   ПРИЛОЖЕНИЕ F. МИМИКА    МУЛЬТПЕРСОНАЖЕЙ

   ПРИЛОЖЕНИЕ G. МЫШЦЫ ЛИЦА    ЧЕЛОВЕКА
Глава 3. Лицевые мышцы

Строение мышц лица
Заключение




Лицевые мышцы - основной механизм, который определяет мимику лица. Прежде чем заняться его анимацией, необходимо внимательно изучить лицевые мускулы. Возьмем, к примеру, движение мышц щек. Если мы не исследуем этот механизм, то не поймем, почему они, приподнимаясь, собираются под скуловой костью, а не смещаются выше, как ошибочно демонстрируется во многих мультфильмах.

Разумеется, анатомия мышц - раздел медицины. Однако мы все-таки отчасти коснемся названной темы, поскольку она очень важна при анимации моделей. Не беспокойтесь: данная глава очень невелика, и большую часть ее составляют рисунки, а не описания. Главное - попять, как движения мышц влияют на перемещение отдельных участков лицевой ткани. Разобравшись в материале, вы обнаружите, что работать над мимикой персонажа стало значительно проще.

Выражение лица определяется одиннадцатью главными мышцами, которые мы и рассмотрим.

Строение мышц лица

На самом деле лицо формируют более двадцати мускулов. Однако многие из них выполняют только роль мышечной опоры и не оказывают прямого влияния на выражение лица. Его мышцы подразделяются на четыре основные группы: челюсти, рта, глаз и бровей/шеи. Такое разграничение нужно для того, чтобы разобраться в воздействии лицевых мускулов на мимику. Их расположение приведено на рис. 3.1.

На рисунке все мышцы помечены буквами, под которыми и будут фигурировать в настоящей главе. Каждый из этих мускулов мы будем рассматривать в отдельности, изучая его роль в формировании выражения лица. Работа мышц проиллюстрирована в приложении С, где на каждом рисунке изображено лицо с обнаженными мышцами, причем рассматриваемая группа лицевых мускулов выделена более светлым цветом, и на нее указывают стрелки. В нижней части картинки представлена модель головы. Выражение лица этой модели демонстрирует результат движения той или иной мышцы. Нам придется часто обращаться к упомянутым иллюстрациям.

Итак, начнем с группы челюстных мышц.



Рис. 3.1. Мышцы лица


Мышцы челюсти

Жевательная мышца (Masseter)

Мышцы челюсти состоят из одной главной и нескольких меньших, поддерживающих. Главной мышцей является жевательная. Она расположена в основании челюсти, как показано на рис. G1 соответствующего приложения.Именно благодаря этому мускулу сжимаются зубы, поднимается и опускается нижняя челюсть, а рот широко раскрывается. С помощью жевательной мышцы можно показать выражение лица персонажа при испуге или во время зевка (см. рис. 3.2). В обоих случаях названная мышца поднимает челюсть, возвращая ее затем в нейтральное положение. Чтобы детально разобраться в работе жевательного мускула, просмотрите китто-фрагмент masseter.mov.

Файл masseter.mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.



Рис. 3.2. Участие жевательной мышцы в формировании разных выражений лица

Жевательная мышца помогает также сжимать зубы во время жевания. Поэтому она интенсивно используется во время еды, особенно если пища жесткая.

Пожалуй, вкратце это все, что касается работы челюстных мышц - самой маленькой группы лицевых мускулов. Зато ротовые мышцы весьма многочисленны. Приступим к их изучению.

Мышцы рта

Мышца, поднимающая верхнюю губу (Levator labii superioris)

В полном соответствии со своим названием, этот мускул поднимает учас ток верхней губы под ноздрями. Местонахождение мышцы показано на рис. G2. Она начинается выше подглазничного отверстия черепа и вплета ется в круговую мышцу рта. Levator labii supcrioris играет очень скромную роль в формировании выражения лица, так как верхняя часть губы под ноздрями крайне редко приподнимается. Например, это происходит, ког да наше лицо выражает чувства отвращения или презрения (см. рис. 3.3). Чтобы посмотреть на Levator labii superioris в действии, обратитесь к ки-нофрагменту levator. mov.

Файл levator.mov находится в папке Cnapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.



Рис. 3.3. Работа мышцы, поднимающей верхнюю губу


Большая скуловая мышца (Zygomaticus major)

Она вытягивает угол рта вверх и немного наружу. Zygomaticus major -главная мышца смеха. Она расположена над верхней губой и прикрепляется к скуловой кости (см. рис. СЗ).

Нетрудно догадаться, что данный мускул очень активно используется, особенно если человек улыбчив и любит посмеяться. Кроме того, большая скуловая мышца участвует в каждом движении, при котором возникает необходимость приподнять верхнюю губу и немного потянуть ее в сторону (см. рис. 3.4).

Именно это происходит при формировании таких выражений лица, как смех и улыбка. Чтобы изучить работу большой скуловой мышцы, посмотрите киноролик zigomaticus.mov.

Файл zigomaticus.mov находится в папке СhартегЗ на прилагаемом к книге компакт-диске.



Рис.3.4.Работа большой скуловой мышцы


Мышца, опускающая угол рта (Triangularis)

Она начинается у основания нижней челюсти и прикрепляется к углу рта, как показано на рис. G4.

Эта мышца оттягивает уголки рта вниз. Мы пользуемся ею не очень часто, однако именно она позволяет сформировать на лице выражение печали или горя (см. рис. 3.5).



Рис. 3.5. Работа мышцы, опускающей угол рта

Работа указанной мышцы детально показана в кинофрагменте triangularis.mov.

Файл tnangularis.mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.


Мышца, опускающая нижнюю губу (Depressor labii inferioris)

Данный мускул прикреплен к основанию нижней челюсти и располагается вдоль нижней губы, оттягивая ее наружу и вниз, как показано на рис. G5.

Мы нечасто пользуемся этой мышцей, однако она играет решающую роль при создании удивленного выражения лица (см. рис. 3.6).



Рис. 3.6. Работа мышцы, опускающей нижнюю губу

Оно возникает, когда мышца опускает нижнюю губу и выворачивает ее наружу. Чтобы исследовать работу мускула Depressor labii inferioris, посмотрите кинофрагмент depressor. mov.

Файл depressor.mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.


Подбородочная мышца (Mentalis)

Она тянет вверх и натягивает кожу подбородка. Кроме того, данный мускул помогает выпячивать вперед нижнюю губу, под которой и находится (см. рис. G6).

Подбородочная мышца формирует такие выражения лица персонажа, как скрытая печать и испуг (см. рис. 3.7).



Рис. 3.7. Работа подбородочной мышцы

Как видите, нижняя губа действительно выпячивается вперед. Конечно, губы не всегда плотно сомкнуты, о чем свидетельствует рисунок, изображающий испуганного человека. Работа подбородочной мышцы демонстрируется в кинофрагменте mentalis. mov.

Файл mentalis. mov находится в папке ChapteгЗ на прилагаемом к книге компакт-диске.


Круговая мышца рта (Orbicularis oris)

Это последний мускул, принадлежащий к числу важнейших ротовых мышц. Окружая рот, Orbicularis oris сжимает губы, как показано на рис. G7.

Круговая мышца помогает формировать такие выражения лица, как презрение и антипатия (см. рис. 3.8). При передаче названных эмоций Orbicularis oris поджимает губы. В обоих случаях круговая мышца работает вместе с мускулом, поднимающим верхнюю губу. Вообще при перемещении того или иного участка лицевой ткани обычно функционирует несколько мышц. Чтобы посмотреть, как действует круговая мышца рта, обратитесь к кинофрагменту orbicularisoris. mov.

Файл orbicularisoris. mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.

Итак, мы рассмотрели группу ротовых мышц. Как видите, движение человеческого рта обеспечивается многими мускулами, и благодаря им он принимает разнообразные очертания.



Рис.3.8.Работа круговой мыщцы рта

Рот - самый выразительный элемент лица. Вероятно, вы не согласитесь со мной и выскажете мысль о том, что на лице наибольшее внимание привлекают глаза. Однако здесь я готов поспорить. Их движение обеспечивается меньшим количеством мышц, чем подвижность рта. Значит, человеческие глаза передают меньший спектр эмоций. Так или иначе, мы подробнее остановимся на этом в главе 4. А сейчас давайте продолжим изучение мышц лица.


Глазные мышцы

Мышца, сморщивающая бровь (Corrugator)

Она сжимает кожу между бровями, вызывая появление морщин. Данный мускул расположен непосредственно между глазами, как показано на рис. G8.

Мышца, сморщивающая бровь, позволяет передать на лице состояние глубокой сосредоточенности или отвращения (см. рис. 3.9).

Для формирования названных выражений мышца оттягивает вниз кожу лба между бровями. В результате лицо персонажа выглядит гневным. Чтобы посмотреть, как работает этот мускул, обратитесь к кинофрагменту corrugator. mov.

Файл corrugatoг.mov находится в папке Cnapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.



Рис. 3.9. Работа мышцы, сморщивающей бровь

Круговая мышца глаза (Orbicularis oculi)

Она располагается вокруг глаза (см. рис. G9) и позволяет смыкать веки. С помощью этой мышцы глаза не только прикрываются или полностью закрываются, но также мигают и щурятся, а лицо принимает сонное или усталое выражение (см. рис. 3.10).



Рис. 3.10. Работа круговой мышцы глаза

Не будет преувеличением сказать, что круговая мышца глаза является самой важной при анимации лица. Правда, она не играет главной роли в формировании его выражений. Зато благодаря ей персонаж начинает мигать и «оживает». Чтобы посмотреть на работу круговой мышцы, изучите кинофрагмент orbicularisoculi.mov.

Файл orbicularisoculi. mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.


Мышцы шеи и свода черепа

Затылочно-лобная мышца (Frontalis)

Она покрывает свод черепа (см. рис. G10) и оттягивает кожу головы назад, вызывая образование складок на лбу.

Поскольку фактически эта мышца делится на две, по одной над каждой бровью, то брови могут двигаться независимо друг от друга. Мы часто пользуемся затылочно-лобной мышцей, так как она участвует в формировании очень многих выражений лица. Наиболее типичными из них являются испуг и очаровательная улыбка (см. рис. 3.11).



Рис. 3.11. Работа затылочно-лобной мышцы

Итак, для передачи этих выражений затылочно-лобная мышца оттягивает кожу лба вверх, что приводит к появлению складок. Чтобы исследовать работу данного мускула, просмотрите кинофрагмент frontalis. mov.

Файл frontalis.mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.


Мышца смеха/подкожная мышца шеи (Risorius/Platisma)

Это два названия одного мускула, который помогает оттягивать нижнюю губу вниз и в сторону. Мышца смеха идет вдоль шеи, нижней челюсти и частично вдоль рта, как показано на рис. G11.

Мы часто пользуемся подкожной мышцей шеи, поскольку данный мускул участвует в формировании почти любого выражения лица, прежде всего ужаса и плача (см. рис. 3.12).



Рис. 3.12. Работа подкожной мышцы шеи

Как видите, в обоих случаях нижняя губа оттянута книзу. Чтобы посмотреть, как работает мышца смеха, загрузите файл кинофрагмента platysma.gtm

Файл platysma. mov находится в папке Chapter3 на прилагаемом к книге компакт-диске.

Что ж, изучение основных мышц лица практически закончено. Как вы убедились, все вышеперечисленные мускулы играют важную роль при формировании выражения лица и при его анимации. Чтобы лучше понять, как они функционируют, давайте посмотрим, какие черты лица помогают создать на нем плачущее выражение. Взгляните па рис. 3.13.

A. Опущенная бровь. Мышца, сморщивающая бровь, опускает ее нижний край.
B. Сморщенный нос. «Мышца гордецов» помогает круговой мышце глаза сжать нижнее веко.
C. Плотно сомкнутые веки. Круговая мышца глаза плотно смыкает веки.
D. Приподнятая верхняя губа. Мышца, поднимающая верхнюю губу,оттягивает ее вверх.
E. Опущенная и слегка оттопыренная нижняя губа. Мышца, опускающая нижнюю губу, оттягивает ее книзу и слегка выворачивает.
F. Растянутый рот. Мышца смеха растягивает углы рта.
G. Натянутая кожа подбородка. Подбородочная мышца уплотняет кожу подбородка, образуя выпуклость.


Рис. 3.13 Мышцы, формирующие плачущее выражение лица

Таким образом, при формировании только одного выражения лица были задействованы многие мышцы. Кроме того, приведенный пример убеждает: степень участия в этой работе той или иной мышцы можно быстро проанализировать. Когда вы хотите воссоздать на лице персонажа какую-либо эмоцию, учитывайте роль каждого мускула, чтобы знать, как правильно перемещать лицевую ткань.

Заключение

Мышцы лица участвуют не только в формировании его различных выражений, но и в процессе речи. Это дополнительная причина, по которой необходимо хорошо разбираться в работе лицевых мускулов. Имея полное представление об их функциях, вы сможете точно передать на лице персонажа его эмоциональное состояние и качественно анимировать своего героя. Очевидно, что при анимации очень важно правильно показать движение мышц; иначе лицо персонажа будет выглядеть весьма странно. Кинофрагменты, которые содержатся на прилагаемом к книге компакт-диске, помогут вам лучше понять, как двигаются мускулы лица.

Итак, вы прекрасно знаете анатомию черепа и готовы заняться мимикой персонажей. Поэтому пришло время подробно исследовать различные выражения лица. Если вы устали, отдохните: в полусонном состоянии вы вряд ли как следует усвоите дальнейший материал.

А теперь перейдем к главе 4.


Hosted by uCoz