ЧАСТЬ II
  Выражение лица

   ГЛАВНАЯ

   ВВЕДЕНИЕ

   ЧАСТЬ 1
   ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА
   ГЛАВА 1. АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ
   ГЛАВА 2. ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ
   ГЛАВА 3. ЛИЦЕВЫЕ МЫШЦЫ

   ЧАСТЬ 2 ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
   ГЛАВА 4. ЧЕРТЫ ЛИЦА И ЕГО    ВЫРАЖЕНИЕ

   ЧАСТЬ 3 АНИМАЦИЯ
   ГЛАВА 5. СИНХРОНИЗАЦИЯ РЕЧИ С    ДВИЖЕНИЕМ ГУБ

   ГЛАВА 6. АНИМАЦИЯ МЕТОДОМ    ВЗВЕШЕННОГО МОРФИНГА

   ГЛАВА 7. СИНХРОНИЗАЦИЯ    ДВИЖЕНИЯ ГУБ С РЕЧЬЮ    ПЕРСОНАЖА ПРИ ПОМОЩИ    ПРОГРАММЫ MAGPIE

   ПРИЛОЖЕНИЕ A. МОДЕЛИ    ТИПИЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ    ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА ДЛЯ    АНИМАЦИИ МЕТОДОМ    ВЗВЕШЕННОГО МОРФИНГА

   ПРИЛОЖЕНИЕ B. ВИЗУАЛЬНЫЕ    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗВУКОВ    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ

   ПРИЛОЖЕНИЕ C. МОДЕЛИ    ТИПИЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА    МУЛЬТПЕРСОНАЖА ДЛЯ АНИМАЦИИ    МЕТОДОМ ВЗВЕШЕННОГО    МОРФИНГА

   ПРИЛОЖЕНИЕ D. ВИЗУАЛЬНЫЕ    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ    МУЛЬТПЕРСОНАЖЕЙ

   ПРИЛОЖЕНИЕ E. ПРИМЕРЫ    ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦА

   ПРИЛОЖЕНИЕ F. МИМИКА    МУЛЬТПЕРСОНАЖЕЙ

   ПРИЛОЖЕНИЕ G. МЫШЦЫ ЛИЦА    ЧЕЛОВЕКА
Глава 4. Черты лица и его выражение

Вопросительное выражение лица
Выражение лица, передающее эмоциональное состояние
Выражение лица, передающее ответную реакцию
Формирование выражения лица
Анимация выражений лица
Заключение



Выражение лица персонажа может рассказать нам целую историю.Зачастую оно передает больше информации, чем тс слова, которые произносит герой. Подарите своему мультипликационному персона жу выразительную физиономию, и вы превзойдете других аниматоров, со здавших множество ничем не примечательных, лишенных всякой индивиду- альности существ. Если вы хотите, чтобы ваши герои пленяли зрительское воображение, покажите на лицах моделей живые, естественные чувства. Внеш ний вид персонажа должен отражать его эмоциональное состояние.

В этой части книги мы рассмотрим несколько основных факторов, играющих важную роль при моделировании выражения лица. Его мимику определяют прежде всего брови, глаза, щеки, рот и челюсти. Мы подробно исследуем каждый из указанных элементов лица и выявим то значение, которое он имеет для формирования неповторимой индивидуальности вашего героя. Кроме того, будет рассказано о нескольких очень простых методах создания запоминающихся персонажей. Итак, приступим.




Начиная формировать выражение лица персонажа, прежде всего четко ответьте себе на вопрос, какого конечного результата вы хотите добиться. Подобная задача только на первый взгляд кажется простой. На самом деле здесь есть множество важных нюансов.

Необходимо понять, к какому типу относится моделируемое вами выражение лица. Таких типов три: вопросительное, отвечающее и эмоциональное. Выбор любого из них должен быть адекватным той или иной конкретной ситуации. Понятно, что не стоит показывать застывший вопрос на лице персонажа, если он кому-то отвечает. В противном случае сцена будет выглядеть неестественной. Зная три основных типа выражений лица, вы сможете правильно выбрать нужный.

Итак, давайте внимательно изучим каждый из них и рассмотрим ту роль, которую он играет при анимации лица.

Вопросительное выражение лица

К вопросительным выражениям лица относятся те, которые демонстрируют озабоченность или раздумье. Стороннему наблюдателю кажется, что человек пытается разобраться в происходящем или понять, правильное ли решение он принимает. Выражения беспокойства и сосредоточенности показаны на рис. 4.1 и 4.2, соответственно.

Рис. 4.1. Выражение беспокойства


Рис. 4.2. Выражение сосредоточенности

Обратите внимание: на обоих рисунках герой словно задает вопрос зрителю. В свою очередь, зритель задумывается о том, что у персонажа на уме. На рис. 4.3 вы видите еще одну мордашку. Она довольно милая, и на ней написан вопрос: «Я что-то сделал не так?».


Рис. 4.3 Обаятельная улыбка

Заметьте, что глаза героя широко открыты: типичный признак вопросительного выражения. Глаза играют основную роль в передаче эмоций подобного рода. А вот приподнятые брови, например, свидетельствуют о замешательстве. Позже мы еще вернемся к данной проблеме.

Когда на лице возникает вопросительное выражение? Предположим, физиономия персонажа не отражает никакой эмоции и в то же время он не отвечает на вопрос. Это и есть искомое вопросительное выражение. Допустим, вы вслух говорите, что смущены, но ваше лицо противоречит словам; оно отражает застывший вопрос, размышление о том, что вас беспокоит. Вряд ли вы на самом деле могли бы что-либо заявлять со смущенным выражением лица, поскольку смущение означает, что у вас имеется вопрос, а не утверждение.

Очень важно не смешивать два разных типа коммуникативных сигналов: слова персонажа и выражение его лица. То, что человек говорит, часто не соответствует тому, что написано на его физиономии. Иногда такое несовпадение выдает лгунишку. Например, я утверждаю, что мне известна некая информация, которую от меня утаивают. Однако по моей нерешительной физиономии собеседник видит, что я не в курсе. Мимика персонажа передаст правду, скрытую за произнесенными словами. При моделировании выражения лица одна из самых интересных задач - создать мультгероя, слона которого расходятся с мыслями, отражающимися на лице. Поверьте, это действительно увлекательное занятие.

Перечень наиболее распространенных вопросительных выражений лица включает:

• сосредоточенность;
• растерянность;
• беспокойство;
• боязнь;
• ухмылку;
• приторную улыбку.

Правда, эти выражения не всегда имеют вопросительный оттенок. Например, ухмыляющееся или приторно улыбающееся лицо может быть отвечающим - все зависит от конкретной ситуации. Поэтому рассматривайте приведенный список в качестве рекомендательного.

Теперь займемся теми выражениями лица, которые передают какие-либо эмоциональные состояния.

Выражение лица, передающее эмоциональное состояние

Выражения, которые отражают то или иное эмоциональное состояние персонажа, вызывают у зрителя или другого мультипликационного героя живую ответную реакцию. На таком лице написаны чувства, которые испытывает его обладатель. Выражения данного типа не так однозначны, как вопросительные, и могут передавать богатую палитру эмоций: горе, гнев, радость. Первые два состояния продемонстрированы на рис. 4.4 и 4.5, соответственно.


Рис. 4.4. Несчастное выражение лица



Рис. 4.5. Гневное выражение лица

Обратите внимание на экспрессивное лицо персонажа по имени Папагайо. Нетрудно понять, что переживает этот парень. Теперь взгляните на рис. 4.6. Здесь показана физиономия зевающего Папагайо.

Она свидетельствует: Папагайо явно устал. Перед нами как раз тот случай, когда выражение лица может решительно противоречить словам человека. Например, если бы сейчас вы спросили меня, как я себя чувствую, я бы ответил, что прекрасно. Посмотрев на мое лицо, вы бы поняли, что это неправда. И действительно, уже два часа ночи, я очень хочу спать, по должен писать данную книгу. Итак, лицо меня выдает.


Рис.4.6.Зевающий Папагайо

Ниже приводится список наиболее распространенных выражений, которые отражают эмоциональное состояние героя:

• ярость;
• суровость;
• крик;
• бурный энтузиазм;
• страдание;
• напряжение;
• апатия;
• зевота;
• сон;
• страсть;
• озадаченность;
• печаль.

Иногда не сразу бывает понятно, каким чувствам может соответствовать то или иное выражение лица. Например, что означает человеческий крик? Оказывается, широкий спектр переживаний, от гнева до ярости, причем в обоих случаях гримаса крика на лице будет передавать душевное состояние персонажа.

Осталось рассмотреть те выражения лица, представляющие собой ответную реакцию мультгероя на какое-либо воздействие.

Выражение лица, передающее ответную реакцию

К этому типу относятся те выражения, которые дают зрителю ответ на возникший у него вопрос, пусть даже и невысказанный. Например, выражение боли на человеческом лице - ответная реакция на то или иное воздействие. Допустим, кто-то сильно ударил вас по руке, и ваше лицо невольно перекосилось. Вполне вероятно, что гримаса боли быстро сменится выражением другого типа, передающим эмоциональное состояние. Если вы захотите наказать обидчика, скорее всего это будет гнев.

Очень распространенные реакции, которые отражаются на человеческих лицах, - смех (см. рис. 4.7) и отвращение (см. рис. 4.8).



Рис. 4.7. Смеющееся лицо



Рис.4.8. Лицо, выражающее отвращение

Смех - самый характерный пример ответной реакции. Хороший анекдот вызывает у нас приступ хохота. Сказанное справедливо также для улыбки и ухмылки, хотя кривая ухмылка относится уже к первому или второму типу выражений лица. Гримаса отвращения, несомненно, тоже является ответной реакцией. Например, мое предложение съесть пригоршню тараканов, вероятно, вызовет у вас именно такое чувство гадливости. (Надеюсь, вы не любитель экзотики?)

К числу наиболее распространенных выражений данного типа относятся:

• плач;
• удивление;
• хохот;
• притворная улыбка;
• напряжение;
• гримаса боли;
• просто улыбка;
• ужас;
• недоумение;
• недружелюбие;
• отвращение;
. презрение.

Очень часто та или иная реакция тесно связана с вопросительным выражением. Например, видя страх на лице персонажа, мы справедливо полагаем, что ему угрожает какая-то опасность. Перед нами выражение вопросительного типа: герой пытается оценить, насколько велика эта опасность и сможет ли он ее преодолеть. Естественно, его лицо передает также ужас, то есть ответную реакцию живого существа на угрозу.

Какую же роль играют рассмотренные типы выражений лица в процессе анимации? Моделируя персонажей, вы должны позаботиться о том, чтобы одни их физиономии могли рассказать зрителю обо всем. Анимация лица только тогда является по-настоящему качественной, когда даже с выключенным звуком зритель понимает все, что происходит. Хотя в приведенном суждении есть доля преувеличения, оно абсолютно справедливо для тех ситуаций, когда вы изображаете момент взаимодействия персонажей и стремитесь продемонстрировать их намерения.

Например, давайте рассмотрим следующий сюжет.

Разбойник направляет ружье на свою жертву, задавая классический вопрос: «Кошелек или жизнь?». У налетчика суровое лицо (выражение эмоционального состояния). Предположим, жертва дерзко отказывается отдать деньги. На ее лице пылает гнев (выражение душевного состояния). Бандит приходит в ярость, взводит курок и заявляет, что в распоряжении прохожего всего пять секунд, чтобы отдать кошелек или распрощаться с жизнью. В данный момент мы видим разъяренное лицо грабителя с приподнятыми бровями, которое как будто спрашивает: «Неужели ты и вправду готов умереть из-за нескольких паршивых долларов?». Это уже вопросительное выражение. Жертва вдруг осознает, что сопротивление бесполезно, и начинает опасаться за свою жизнь. Несчастный человек достает деньги, и по его лицу пробегает страх. «Возьми кошелек, только не убивай», - кажется, можно прочесть в глазах бедняги. Его лицо снова изменилось и теперь передает ответную реакцию на внешнее воздействие.

Как видите, тип выражения лица персонажа имеет решающее значение при установлении контакта между анимационным фильмом и зрительской аудиторией. Пусть сами гримасы в той или иной ситуации достаточно предсказуемы; именно их смена приковывает внимание зрителя к действию. Позвольте мне пояснить свою мысль. Когда разъяренный грабитель выдвигал ультиматум, его бровь приподнялась, и выражение эмоционального состояния на лице сменилось вопросительным. Значит, бандит хотел только отнять деньги, но не собирался убивать человека. Испуганная жертва этого, конечно, не заметила, однако внимательный сторонний наблюдатель разобрался в истинных намерениях разбойника.

При работе над анимацией лица персонажей следует помнить не только о самих героях, но и о зрителе. Мы рассказчики, и увлекать аудиторию разными историями нам помогают выразительные лица их участников. Возьмем, к примеру, киноактеров или журналистов, ведущих телепередачи. Чтобы их игра или рассказ были более убедительными, люди, выступающие перед публикой, используют жестикуляцию. В обычной жизни мы редко жестикулируем, широко размахивая руками, но актеры часто прибегают к такому средству, чтобы сделать свою игру доходчивее. Хотя язык жестов не связан непосредственно с анимацией лица, принцип один и тот же: используйте дополнительные приемы, чтобы дать зрителю немного больше информации, чем он узнает из реплик ваших героев.

Показывая на лице персонажа последовательную смену противоречивых эмоций, вы создаете многоплановый характер. Как часто мультипликационным героям недостает подлинной эмоциональной глубины! Их роли плохо прописаны, лишены всяких подтекстов, и персонажи делают и говорят в точности то, что думают. В действительности так бывает редко. Большую часть времени мы скрываем наш и истинные чувства и намерения, но нас выдают лица. Итак, если вы хотите, чтобы ваш анимационный фильм имел успех, не поленитесь как следует изучить различные типы выражений человеческого лица.

Теперь, когда мы познакомились с ними, давайте попробуем понять, каким образом они возникают. Речь пойдет о том, какую роль играют те или иные элементы лица при формировании его общего выражения.

На выражение липа в той или иной мере влияет каждая его часть, по наиболее важны следующие три: брови, глаза и рот. Их функция неодинакова. Рот - основа человеческой мимики, глаза и брови - вспомогательные мимические инструменты. Иначе говоря, общее выражение лица определяется положением рта. Зато глаза и брови добавляют к этому базовому выражению все многообразие оттенков, которыми отличается живая человеческая мимика.

Давайте рассмотрим каждый из названных элементов лица и их роль в создании сменяющих друг друга выражений.

Рот - основа выражения лица

Рот определяет общее выражение лица. В этом смысле рот - его основной элемент. Скорее всего, до сих пор вы думали, что на лице нет ничего важнее глаз. Не совсем так. Именно рот - та самая черта липа, которая никогда не лжет. Формы, которые он принимает, всегда однозначно выражают определенную эмоцию, тогда как по глазам нельзя с уверенностью судить о состоянии человека. Взгляните на рис. 4.9.


Рис. 4.9 Неоднозначность выражения глаз

Обратите внимание, что на рисунке лицо разделено на три части. На самой верхней отдельно показаны глаза, па самой нижней - рот. Посмотрите на глаза. Как видите, сами по себе они не передают какого-либо определенного чувства: ведь они идентично выглядят в обоих случаях, хотя по средней части рисунка понятно, что перед нами различные оттенки одного состояния. Взгляните теперь на рты в нижней части рисунка, и вы увидите, что их форма неодинакова. Очертания рта точнее передают эмоции человека, чем глаза. Часто мы их вообще закрываем (например, когда спим или испытываем сильное напряжение). Значит, по ним нельзя достоверно определить состояние героя.

Вероятно, кому-то из читателей рассмотренный вариант покажется неубедительным: речь идет о довольно близких эмоциях, поэтому в данном случае вряд ли справедливо утверждать, что выражение глаз не соответствует «поведению» рта. Что ж, давайте возьмем другой пример. Надеюсь,он убедит вас в том, что по глазам невозможно судить о чувствах персонажа. Обратимся к рис. 4.10.


Рис. 4.10 Одинаковое выражение глаз при разных состояниях персонажа

Глаза сохраняют прежнее выражение, а конфигурация рта совершенно иная. Если бы глаза действительно играли важнейшую роль при анимации, то голова, изображенная на правой части рисунка, должна была бы иметь плачущее пли по крайней мере печальное выражение лица. Однако это не так: главной его частью является рот, и улыбка сообщает, что человек находится в прекрасном расположении духа. Зато опущенные углы рта говорят о печали. Подобные признаки истолковываются совершенно однозначно. А теперь посмотрите на рис. 4.11.

Улыбающийся рот всегда свидетельствует о прекрасном настроении человека, как бы ни выглядели при этом его глаза. Изучая выражение лица, уделите главное внимание конфигурации рта. Он снабжен наибольшим количеством мышц и способен совершать движения более широкого диапазона, чем любая другая часть лица. Следовательно, именно рот прежде всего определяет его выражение. Разумеется, я никоим образом не отрицаю важной роли глаз в формировании этого выражения, а всего лишь хочу точно расставить акценты.


Рис. 4.11 Форма рта точно соответствует состоянию персонажа

А вот сейчас мы перейдем к разговору о том, как глаза помогают передавать чувства, владеющие персонажем.

Роль глаз в формировании выражения лица

Глаза - второй по важности элемент лица, имеющий большое значение при его анимации. Глаза усиливают или видоизменяют базовое выражение, которое создается конфигурацией рта. Например, на рис. 4.11 вы видите одинаковые рты и по-разному выглядящие глаза. Будучи открытыми, они в какой-то мере смягчают выражение лица: на левой части рисунка показан просто смеющийся человек. Закрытые глаза, напротив, усиливают общее впечатление: на правой части картинки персонаж заливисто хохочет. Итак, глаза играют огромную роль в мимике лица. Конечно, я говорю не только о веках, глазных яблоках и их величине. (Хотя известно: чем сильнее переживает герой, тем шире раскрыты его глаза.) Может быть, еще более важным фактором, определяющим выражение лица, является направление взгляда. Чтобы разобраться в сказанном, посмотрите на рис. 4.12.

Вы видите утомленное лицо Папагайо. Обратите внимание на то, как понуро глядят из-под век его глаза. Данный штрих помогает усилить впечатление того, что Памагайо устал. Теперь обратимся к рис. 4.13.


Рис. 4.12. Измученный Папагайо



Рис. 4.13. Расстроенный Папагайо

На второй иллюстрации черты лица находятся точно в том же положении, за исключением глаз, которые теперь смотрят вниз. Это придает нашему герою подавленный, расстроенный вид. Изменив лишь направление взгляда Папагайо, мы воссоздали на его лице совершенно иное настроение.

Итак, глаза - один из самых главных инструментов мимики. Они особенно важны, когда приходится моделировать существ, не принадлежащих к гуманоидам. Например, нужно показать морду животного. Его рот, в отличие от человеческого, не обладает достаточной подвижностью, поэтому дизайнеру следует потрудиться в основном над выражением глаз. Чтобы понять их роль в создании выражения морды животного, давайте обратимся к рис. 4.14.

На нем представлен персонаж по имени Жевастик из фильма «Dwellers» («Обитатели») студии «Komodo Empire». В данном кадре Жевастик, челюсти которого плотно сомкнуты, выглядит весьма вызывающе. Теперь взгляните на рис. 4.15.

Перед нами тот же мультгерой, но на сей раз его глаза отведены в сторону. Хотя это единственное существенное отличие данного рисунка от предыдущего, Жевастик кажется уже обиженным. Рассмотрим еще один пример (см. рис. 4.16).

Глаза Жевастика глядят вверх, и на его мордочке написано упрямство. Похоже, он что-то натворил, но не желает признать свою вину. Как видите, глаза всегда существенно влияют на формирование выражения лица, моделируете ли вы физиономию человека или морду животного.

Итак, работая над мимикой, следует уделять большое внимание направлению взгляда. От этого во многом зависит успех анимации.

Осталось рассмотреть последний элемент, который участвует в формировании выражения лица, - брови.


Рис. 4.14 Суровый Жевастик



Рис. 4.15 Недовольный Жевастик



Рис. 4.16 Непослушный Жевастик

Роль бровей в формировании выражения лица

Расположение бровей может оказывать огромное влияние на общий вил лица. В отличие от рта и глаз, данный элемент не всегда непосредственно участвует в формировании выражения, но в некоторых случаях экспрессивную роль бровей трудно переоценить. Подобно глазам, зачастую брови содержат довольно расплывчатое указание на переживаемую персонажем эмоцию. Взгляните на рис. 4.17.



Рис. 4.17 Одинаковое положение бровей при разных эмоциональных состояниях персонажа

На нем представлен персонаж в двух различных состояниях, а брови в обоих случаях находятся в одинаковом положении. Приведенный пример наглядно иллюстрирует высказанный выше тезис: брови не определяют выражение лица, по, несомненно, могут существенно модифицировать его.

Итак, брови наряду с глазами трансформируют базовое выражение лица, формируемое положением рта. Самое удивительное заключается в том, что брови позволяют не только передать множество эмоциональных оттенков, но иногда и полностью изменить общую картину. Сравните рис. 4.18 и 4.19.


Рис. 4.18 Папагайо зевает



Рис. 4.19 Папагайо сердится

Мимика лица на обоих рисунках примерно одинакова. На первом изображен зевающий Папагайо. Обратите внимание: горизонтально расположенные брови нависают над глазами. Теперь взгляните на вторую картинку. Очевидно, Папагайо разгневан: слегка приподнятые посередине брови придают его физиономии сердитое выражение. Одна, казалось бы, незначительная деталь преобразила зевающее лицо в рассерженное.

А теперь давайте поговорим о том, какую роль рот, глаза и брови играют в лицевой анимации.

Анимация выражений лица

Моделирование реалистичных выражений лица - самый сложный аспект работы аниматора, по успешный результат оправдывает затраченные усилия. При лицевой анимации следует иметь в виду следующие факторы. Во-первых, учитывайте индивидуальность персонажа. Во-вторых, уделяйте как можно больше внимания его движениям. А теперь по порядку. Итак личность вашего героя в значительной степени определяет типичные выражения его лица. Взгляните на рис. 4.20.



Рис. 4.20 Раздраженный Костолом

Перед нами Костолом - еще один персонаж из фильма «Dwellers». Это грубый, неотесанный здоровяк с наглой и неприветливой физиономией У него массивный подбородок, нависающие над глазами брови, рот, в котором не хватает нескольких зубов, и маленькие уши. Все вместе производит на зрителя устрашающее впечатление. Если мы хотим показать на подобном лице радость, то должны принимать в расчет, что физиономия Костолома всегда имеет свирепое выражение, независимо от конкретной ситуации. Чтобы лучше разобраться в том, как физическое строение лица влияет на его мимику, давайте обратимся к приложению С. Здесь представлены различные варианты наиболее типичных гримас Костолома. Как видите, почти в каждом случае его физиономия выглядит злобной. Ничего не поделаешь: такой уж скверный характер у этого пария. Итак, моделируя лицо персонажа, исходите из особенностей его личности. Именно индивидуальность героя одновременно и определяет, и ограничивает спектр его эмоциональных состояний.

Конечно, даже если у персонажа сварливый характер, герой не обязательно все время кажется злым. Возьмем, к примеру, уже знакомого нам Папагайо. Он ворчливый старик, но его лицо способно также излучать доброту и радушие (см. рис. 4.21).

Разве можно забыть эту огромную улыбку и ласковые глаза? Обычно Папагайо выглядит неприветливым. Однако если вы хорошо поработаете над чертами его лица, оно станет весьма симпатичным. Итак, в определенных случаях можно существенно изменить внешность героя, «отыскав» в его характере скрытые черты. Чтобы добиться этого, уделите пристальное внимание каждой детали лица. Результат будет впечатляющим! Рекомендую вам просмотреть кинофрагмент Papagaio.mov.


Рис. 4.21 Папагайо в добром расположении духа

Файл Papagaio.mov находится в папке Chapter4 на прилагаемом к книге компакт-диске.

Как видите, лицо Папагайо может принимать самые разные выражения и передавать довольно широкий спектр чувств и душевных состояний. Правда, получилось неплохо? Вот какой художественной силой обладает продуманная до мелочей анимация! Трехмерные персонажи будут выгля-деть, как живые, если вы их правильно смоделируете и сделаете качественную анимацию их лиц. Разумеется, чтобы мультипликационный герой получился правдоподобным, необходимо соблюдать определенные правила. Давайте рассмотрим их.

Правила анимации лица

1. Голова персонажа должна двигаться. Аниматоры регулярно допускают ошибку, оставляя голову героя статичной. В действительности она довольно часто меняет положение. Речь идет, конечно, о множестве мелких движений, которые совершает голова живого существа.

Если вам удастся воссоздать их, ваш персонаж будет выглядеть убедительно.

Еще раз посмотрите кинофрагмент с Папагайо. На протяжении всего фильма его голова совершает различные движения. Почему это важно? Во-первых, персонаж «оживает». Во-вторых, подвижность, героя привлекает к нему внимание зрителя. Возможно, данная анимация и не является типичной, поскольку в ней нет диалога между персонажами. Зато она наглядно иллюстрирует нашу основную мысль: небольшие движения головы делают сцену с участием героя реалистичной.

2.Меняйте направление взгляда персонажа. Неподвижные глаза человека вызывают у наблюдателя скуку или даже страх. Старайтесь, чтобы ваш персонаж не сверлил зрителя взглядом. Обычно люди инстинктивно ищут около себя какой-нибудь интересный объект. на котором можно задержать свое внимание. Мультипликационный герой должен делать то же самое. Значит, его взгляд будет часто менять направление, а глаза - время от времени совершать резкие движения, когда персонаж захочет посмотреть в сторону или вверх. Именно так выглядят глаза людей, которые о чем-то думают или пытаются запомнить какую-либо информацию. Есть три основных вида памяти: зрительная (визуальная), слуховая и, условно говоря, кинестетическая. Зрительная память помогает нам «сфотографировать» картину увиденного. Есть люди (обычно это заядлые книгочеи), которым проще запоминать информацию на слух, когда она получает словесное воплощение. Наконец, известен еще один вид памяти: человек запоминает то, что он чувствовал в определенной ситуации. Часто таким людям бывает сложно восстановить картину происшедшего, поскольку с ним связано слишком много сильных переживаний.

Начиная что-то вспоминать, мы бессознательно изменяем направление взгляда. Человек, запоминающий информацию визуально, уйдет в себя. Тот, кто больше полагается на слух, интуитивно сосредоточит свое внимание на ушах, а эмоциональная личность обратит внутренний взор к своему сердцу. Занимаясь анимацией лица, очень важно знать реакции людей, обладающих разными типами памяти. Понаблюдайте за взглядом человека, у которого берут интервью в какой-нибудь телепередаче. Вы убедитесь: его глаза совершают определенные движения, когда он что-то вспоминает. Если вы хотите, чтобы ваша работа выглядела реалистично, следует показать такие движения. Естественно, это не значит, что глаза персонажа должны бегать. Однако они не должны и оставаться статичными.

Чтобы изучить типичные движения глаз, просмотрите еще раз ролик Papagaio. mov. Обратите внимание: сначала глаза Папагайо что-то ищут, затем останавливаются на зрителе, а потом все повторяется. Описанный прием помогает разрушить монотонность анимации. Добавим, что положение глаз изменяется после того, как голова начинает поворачиваться. Существует распространенное заблуждение, якобы все происходит в обратной последовательности, то есть голова поворачивается в направлении взгляда. Однако это неверно.

3. Губы персонажа тоже должны находиться в движении. Вероятно, кому-то из читателей данное правило покажется странным. Вы можете рассуждать примерно следующим образом: «Понятно, что губы шевелятся, когда персонаж говорит, но неужели их положение меняется во время молчания?» Оказывается, да! Люди часто шевелят губами и в такие моменты, особенно если размышляют. Человек прикусывает язык, облизывает губы, втягивает, поджимает их и так далее. Подобные вредные привычки есть у многих. Кстати, я уж не говорю о нервном тике, который оживит любую анимацию!

Не забудьте и о том, что мы постоянно сглатываем слюну. А вот персонажи компьютерных анимаций этого почему-то не делают. Разумеется, сказанное не относится к нашему знакомому Папагайо. В самом начале ролика вы заметите, как он сжимает губы, а затем его кадык перемещается вверх: Папагайо глотает. Потом он совершает движения, похожие на жевательные (характерная черта пожилых людей), и облизывает губы. Все эти нюансы делают анимацию правдоподобной и запоминающейся. Папагайо выглядит настолько реалистичным, что зритель просто не может оторваться от фильма!

Итак, мы обсудили три простых принципа анимации лица. Как видите, на самом деле их немного. Есть еще несколько требований, которые; касаются синхронизации речи и движения губ. Мы рассмотрим эти правила в следующей главе.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что при анимации лица следует учитывать множество нюансов. Если вы хотите, чтобы ваша работа произвела впечатление на зрителя, будьте очень внимательны к деталям. Мультипликационный герой с наспех сконструированным лицом, на котором застыло статичное выражение, уже никого не удивит. Еще раз посмотрите на Папагайо и вы поймете, какая награда ждет вас за упорство.

В следующей части книги мы обсудим проблему синхронизации речи персонажа с движениями его губ, а также поговорим об анимации выраже ния лица. Именно на этом этапе трудной работы ваш персонаж начинает «оживать». Итак, переверните страницу! Настало время изучить секреты синхронной анимации.

Hosted by uCoz